Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы курсовой работы. Для предприятий и фирм различных отраслей и сфер деятельности использование концепции маркетинга – единственно возможный путь создания условий для роста производства продуктов, благодаря которому может быть достигнуто увеличение прибыли, что является основой для эффективного функционирования предприятия или фирмы. Руководители предприятия, специалисты-маркетологи должны учитывать специфику функционирования предприятий на различных рынках, особенности различных отраслей и сфер деятельности. О росте значения маркетинга в глобальных масштабах свидетельствуют, в частности, результаты специальных исследований, согласно которым более 75% коммерческих неудач на мировом рынке происходят по причинам, связанным с ошибками в маркетинговой деятельности, и лишь менее четверти их обусловлено другими причинами. Конечно, экономика России находится сейчас далеко не в наилучшем состоянии. Но все же есть основания для убежденности в том, что в недалеком будущем кризис будет преодолен и Россия займет подобающее ей место в ряду цивилизованных стран. Для этого нужна кропотливая работа как по созданию эффективных рыночных структур, так и по формированию соответствующей идеологии. Разумеется, тот маркетинг, который действует в развитых странах, на цивилизованных рынках сегодня нам «не по плечу». Но для него нужно заблаговременно готовить почву; маркетинг должен стать и образом действия, и образом мышления специалистов всех отраслей.
Цель исследования – изучить особенности маркетинга в различных отраслях.
Задачи исследования:
– рассмотреть понятие и функции маркетинга в различных отраслях;
- изучить маркетинг автомобильной отрасли;
- проанализировать и предложить меры улучшения маркетинговой деятельности компании автомобильной отрасли.
Объект исследования – маркетинговая деятельность компании.
Предмет исследования – маркетинговая деятельность компании ŠKODA.
Методы исследования: анализ и синтез, индукция, дедукция, графический, табличный, методы обработки результатов маркетинговых исследований.
Решением проблем, поставленных в курсовой работе, занимались следующие авторы: Котлер Ф., Келлер К. Л., Романов А.А., Крылова Г.Д., Соколова М.И., Кнышова Е.Н., Попкова Е.Г., Панкрухин А.П., Акулич И. Л., Шарков Ф.И.
Работа по структуре состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
ГЛАВА 1. Особенности современного маркетинга
1.1. Понятие и функции маркетинга в различных отраслях
Из-за неоднозначности понятия и различных точек зрения авторов в мировой экономической литературе существует множество определений маркетинга. По оценке Американской маркетинговой ассоциации (АМА), их насчитывается свыше двух тысяч. Сравним, как трактуют понятие «маркетинг» ведущие американские маркетологи. Ф. Котлер: «Маркетинг – это вид деятельности, направленный на удовлетворение потребностей человека посредством обмена» [15, с.24].
Дж. Эванс и Б. Берман: «Маркетинг – это предвидение, управление и удовлетворение спроса на товары и услуги организаций, людей, территорий посредством обмена». Т. Левит понимает под маркетингом «… деятельность, направленную на получение фирмой информации о потребностях покупателя, с тем, чтобы фирма могла разработать и предложить ему необходимые товары и услуги». Обобщая эти и многие другие трактовки маркетинга, можно сформулировать его определение в следующем виде.
Маркетинг – это система управления и организации по разработке, производству и сбыту товаров или предоставлению услуг, базирующаяся на комплексном учёте происходящих на рынке процессов, ориентированная на удовлетворение личных или производственных потребностей и обеспечивающая достижение целей фирмы.
Маркетинговая деятельность основывается на следующих принципах: систематический всесторонний учет состояния и динамики потребностей, спроса, потребления, а также особенностей рынка в целях принятия обоснованных коммерческих решений; создание условий для максимального приспособления производства, ассортимента и качества продукции к требованиям рынка, структуре и динамике потребностей и спроса; тщательный учет и рациональное расходование имеющихся ресурсов (материальных, финансовых, трудовых и пр.); активное воздействие на рынок и потребителей с целью формирования желаемого уровня спроса методами рекламы, товарной и ценовой политики.
Изложенные принципы предполагают содержание функций маркетинга, которые в обобщенном виде можно сформулировать следующим образом: комплексное изучение рынка; планирование товарного ассортимента, исходя из требований рынка и своих возможностей; ценообразование и работа с ценами; организация товародвижения; формирование спроса и стимулирования сбыта (ФОССТИС); планирование, управление и контроль маркетинговой деятельности. [12, c. 65]
Маркетинг является одной из самых динамичных наук современности, это обусловлено, прежде всего, тем, что он должен соответствовать требованиям времени, состоянию рынка и настроениям потребителей. Однако на сегодняшний момент не сложилось однозначного мнения по определению понятия «маркетинг». Существует множество определений этого понятия. Некоторые авторы выделяют сегодня два подхода [1-5]:
1) классический (применялся на начальном этапе появления маркетинга), согласно которому маркетинг представляет собой предпринимательскую деятельность, направленную в первую очередь на продвижение товара от производителя к потребителю. Эту функцию сегодня выполняет логистика;
2) современный, который представляет маркетинг как социальный и управленческий процесс, направленный на удовлетворение нужд и потребностей, как индивидов, так и групп посредством создания, предложения и обмена товаров. Данное определение, сформулированное профессором международного маркетинга Высшей школы менеджмента Дж. Л.Келлога при Северо-Западном университете США, Филиппом Котлером, считается наиболее общим, классическим в экономической литературе. В результате практического применения теории маркетинга в крупных компаниях были созданы отделы по оказанию маркетинговых услуг. [17, c. 11]
Промышленный маркетинг — это вид деятельности в сфере материального производства, направленный на удовлетворение нужд предприятий, организаций в сырье, материалах, комплектующих, услугах через обмен, а также повышение эффективности производства и сбыта товаров промышленного назначения путём исследования и удовлетворения спроса на промышленную продукцию и промышленные услуги.
В коммерческой сфере маркетинг играет важную роль в разработке и проведению маркетинговых стратегий по исследованию каналов рынка сбыта, разработке политики в сфере закупок, по удержанию и увеличению доли рынка, изучению потребителей и конкурентов. Торговля является активным посредником между производителем и потребителями, представляет собой канал товародвижения.
Сегодня маркетинг особенно актуален для сферы услуг, так как с его помощью можно разрешить обострившиеся противоречия между кризисным состоянием экономики и темпами роста отраслей экономики, между спросом и фактическим предложением товаров и услуг, между государственным и негосударственным сектором, определить рациональные пропорции между потребностями народного хозяйства и интересами предприятий и организаций. Важной особенностью маркетинга услуг является его направленность на удовлетворение социальных проблем и улучшение качества жизни, что является актуальным для построения и дальнейшего развития социально-ориентированной экономики. Современный маркетинг услуг представляет собой решение по вопросу создания такой услуги, ценность которой создает мотивацию потребителя для ее приобретения [18-20].
Маркетинг в розничной торговле предполагает разработку и проведение маркетинговых исследований, стратегий, организация мерчендайзинга, оценка потенциальных покупателей, а также формирование соответствующего имиджа компании в глазах потребителя.
Таким образом, маркетинг имеет большое значение в деятельности коммерческих организаций, которые в основном выступают в роли посредников, в первом случае, между производителем и розничной торговлей, во втором - между оптовой торговлей и конечными потребителями, с целью получения наибольшей прибыли, путем максимального удовлетворения потребительских требований и запросов
Работа маркетинговой службы достаточно сложна и многогранна. Поэтому специалистам в области маркетинга необходимы разносторонние знания различных дисциплин: статистики, экономики, менеджмента, иностранных языков, социологии, права, компьютерных технологий и т.д.; они также должны обладать определенными необходимыми для данной работы личными качествами.
1.2. Особенности маркетинга на рынке автомобилей
Основная задача для автомобильных маркетологов заключается в том, чтобы создать такую систему, при которой, по крайней мере, часть маркетинговых средств вкладывается в категории с повышенным риском – это необходимо для того, чтобы ваш бренд использовал все имеющиеся возможности и не оказался позади конкурентов. Производители автомобилей вынуждены выстраивать маркетинг в условиях массы ограничений:
Невозможность изменять характеристики автомобиля.
Жесткие ограничения от производителей (цены, скидки, бонусы, сайты, брендинг на всех уровнях).
Недоверие людей к рынку продажи авто в целом.
Январь–февраль – резкий спад продаж каждый год, до и сразу после – ажиотаж.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Багавиев А. Т. Взаимодействие служб логистики и маркетинга на предприятии // Молодой ученый. — 2019. — №22. — С. 487-488. — URL https://moluch.ru/archive/260/59799/ (дата обращения: 23.09.2019).
2. Дробо Кэвин. Секреты сильного бренда: Как добиться коммерческой уникальности. − М.: Альпина Бизнес Букс, 2015. − 274 с.
3. Зельдович, Б.З. Менеджмент / Б.З. Зельдович. – М.: Издательство «Экзамен», 2015. – 579с.
4. Когут Р. В. Другая сторона маркетинга // Молодой ученый. — 2019. — №24. — С. 392-394. — URL https://moluch.ru/archive/262/60404/ (дата обращения: 23.09.2019).
5. Карпова, С. В. Основы маркетинга : учебник для среднего профессионального образования / С. В. Карпова ; под общей редакцией С. В. Карповой. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 408 с.
6. Кузьмина, Е. Е. Маркетинг : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Е. Е. Кузьмина. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 383 с.
7. К вопросу об оценке эффективности PR–деятельности / Л.В. Пелленен // Наука ЮУрГУ. Секции естественно–научных и гуманитарных наук : материалы 61–й науч. конф. – Челябинск: Изд–во ЮУрГУ, 2015. – С. 46–50.
8. Ламбен, Ж.–Ж. Менеджмент, ориентированный на рынок / Ж.–Ж. Ламьен. – СпБ.: Питер, 2014.– 312с.
9. Леонтьев, С.В. Стратегии успеха: Обобщение опыта реформирования российских промышленных предприятий / С.В. Леонтьев.– М.: Новости, 2016. – 203с.
10. Минцберг, Г. Школы стратегии / Минцберг, Г.. Альстрэнд, Б.,
11. Маркетинг: [перевод с английского] / Роман Хибинг, Скотт Купер. – Москва: Эксмо, 2015 – 846 с.
12. Маркетинг-менеджмент : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / И. В. Липсиц [и др.] ; под редакцией И. В. Липсица, О. К. Ойнер. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 379 с.
13. Маркетинг инноваций в 2 ч. Часть 1. : учебник и практикум для академического бакалавриата / Н. Н. Молчанов [и др.] ; под общей редакцией Н. Н. Молчанова. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 257 с.
14. Паблик рилейшнз или стратегия доверия / Л. Матра. – Пер. с франц. – М., 2016. – 179 с.
15. Перция В.Н. Брендинг: курс молодого бойца. − С–Пб: Издательство Питер, 2015. − 208 с.
16. Реброва, Н. П. Маркетинг : учебник и практикум для прикладного бакалавриата / Н. П. Реброва. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 277 с.
17. Рудая Е. А. Основы бренд–менеджмента: Учебное пособие для студентов вузов. – М., 2016. – 256 с.
18. Социометрия: экспериментальный метод и наука об обществе / Я. Л. Морено. – М.: Академ. проект, 2015. – 320 с.
19. Синяева, И. М. Маркетинг : учебник для академического бакалавриата / И. М. Синяева, О. Н. Жильцова. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 495 с.
20. Зозулев А. Место брендинга в усилении конкурентных позиций предприятия / О.Зозульов // Маркетинг и реклама. – 2016. – №9. – С. 44–47.
21. Сорквист Л. Общее управление брендами // Маркетинг в РФ. – 2015. – №1. – С. 35–36.
22. Хмелевская В. О. Сравнительный анализ методов продвижения бьюти-брендов в 2012–2019 годах на примере компании Henkel // Молодой ученый. — 2019. — №34. — С. 141-146.
23. Реклама в прессе. Журнал GQ. Размещение рекламы. [Эл. ресурс] – Электрон. дан. – Режим доступа: http://media.informexpress.ru/gq (дата обращения: 20.09.2019)
24. Топ–7 трендов маркетинга в социальных медиа в 2017 году [Эл. ресурс]. – Электрон. дан. – 2016 – Режим доступа: http://marketing.by/novosti–rynka/top–7–trendov–marketinga–v– sotsialnykh–media–v–2017 godu / (дата обращения: 20.09.2019)
25. Федоричак В. Интересные факты об электронной коммерции в РФ [Эл. ресурс] – Электрон. дан. – Владимир Федоричак – 2016. – Режим доступа: http://lemarbet.com/ua/analitika/lyubopytnye– fakty–ob–elektronnoj–kommertsii / (дата обращения: 20.09.2019)
26. Social media nel mondo: Instagram supera Twitter. Cresce Pinterest. [Эл. ресурс] – Электрон. дан. – Vincos. – 2016. – Режим доступа: http://vincos.it/2016/09/23/social–media–nel–mondo–%20instagram–supera–twitter–cresce–pinterest%20/(дата обращения: 20.09.2019)
27. Social Media Trends in 2016 – What to Watch Out For [Эл. ресурс] – Электрон. дан. – MavSocial. – 2016. – Режим доступа: http://mavsocial.com/social–media–trends–2016/ (дата обращения: 20.09.2019)
28. Stelzner M. A. How Marketers Are Using Social Media to Grow Their Businesses [Эл. ресурс] – Электрон. дан. – Michael A. Stelzner // SocialMedia Examiner. Режим доступа: http://www.socialmediaexaminer.com/SocialMediaMarketingIndustryReport2014.pdf (дата обращения: 20.09.2019)
29. Suster M. Social Networking: The Past [Эл. ресурс] – Электрон. дан. – TechCrunst. – Режим доступа: https://techcrunch.com/2010/12/03/social–networking–past/ (дата обращения: 20.09.2019)
30. What Is Content Marketing? [Эл. ресурс]– Электрон. дан. – Режим доступа: http://contentmarketinginstitute.com/what–is–content–marketing (дата обращения: 20.09.2019)
31. Worldwide social commerce revenue from 2015 to 2016 (in billion U.S. dollars) [Эл. ресурс]. – Электрон. дан. – 2016. – Режим доступа: https://www.statista.com/statistics/251391/worldwide–social–commerce–revenue–forecast (дата обращения: 20.09.2018).
32. Электронный ресурс: https://www.autostat.ru / (дата обращения: 26.09.2018)
33. Электронный ресурс: http://www.asroad.org/statistic/ (дата обращения: 26.09.2018)
34. Электронный ресурс: https://adindex.ru/specprojects/market–6/auto/index.phtml (дата обращения: 20.09.2019)
35. Электронный ресурс: https://www.pwc.ru/ru/assets/pdf/auto–market–in–russia–2018–report.pdf (дата обращения: 26.09.2018)
36. Электронный ресурс: http://www.škoda –avto.ru (дата обращения: 20.09.2019)
37. Электронный ресурс: http://www.interkar.ru/škoda –world/news/news_ocherednoy_rost_mirovykh_prodazh_škoda _a/ (дата обращения: 20.09.2019)